Еда тибетских монахов. Загадочная пища тибетских монахов.


Многим людям диеты не подходят или из-за дороговизны продуктов, или из-за мучений, которые вызывает постоянное чувство голода. В этом плане тибетская диета — спасение. Во-первых, она не только помогает избавиться от лишнего веса (до 5 кг за неделю), но и омолаживает организм. Во-вторых, диета финансово доступна и не сопровождается серьезными пищевыми ограничениями. И, в-третьих, ее рацион очень богат, включая не только массу продуктов, но и 4 отдельных меню.

Рацион питания

В основе рациона монахов — полный запрет на мясо и мясопродукты. Дневное меню состоит из растительной и молочной пищи, поэтому диету называют молочно-вегетарианской (или лактовегетарианской), хотя рыба также разрешена.

Правильное питание заключается не только в подборе продуктов, но и процедуре принятия пищи. Существуют правила, которым рекомендуется придерживаться, чтобы еда приносила больше пользы здоровью:

  1. Есть не спеша, пережевывать пищу тщательно. Для избежания чувства тяжести в желудке, есть следует небольшими порциями, примерно по 200 граммов на один прием. Перекусы запрещены.
  2. Пить больше минеральной негазированной воды.
  3. Употреблять свежие продукты.
  4. Самое оптимальное приготовление — на пару, можно тушить, запекать, но не жарить.
  5. Заниматься гимнастикой для дыхания, физическими упражнениями.
  6. Не есть непосредственно перед сном.

Совет! Хорошо создать приятную обстановку во время трапезы — включить медитативную музыку, она создает гармонию в душе и способствует правильному процессу питания.

Тибетские ламы. Лама (буддизм)

Название «лама» соответствует санскритскому понятию « гуру » и может быть использовано в качестве уважительного обращения к монаху (монахине) для того, чтобы подчеркнуть их уровень духовного совершенства и мастерства, или же может быть составной частью титула в религиозной иерархии тибетских лам, как то: Далай-лама , Панчен-лама ( Тулку ). Также является частью титула иерархов северного ( Бурятия , Тыва , Алтай ) буддизма — Хамбо-лама , Камбы-лама .

Возможно, из-за неоднозначного восприятия тибетского буддизма западными учёными, термин лама исторически и, зачастую, ошибочно употреблялся для обозначения всех тибетских монахов. Аналогично, тибетский буддизм часто назывался ламаизмом , поскольку западные учёные и путешественники не воспринимали его как одну из форм буддизма вообще. В настоящее время использование понятия ламаизм считается некорректным.

Название используется для того, чтобы оказать честь монахам или монахиням в школах Ньингма , Кагью и Сакья , передовых практиках Тантры , чтобы указать их уровень духовности и/или власти. Также может быть использовано для обозначения тулку и линий перерождения ламы, например, Далай-лама или Панчен-лама .

На Западе ламами называют также тех, кто добился значительных достижений в духовном самосовершенствовании.

Монгольский лама, 1981 год

Тибетский лама французского происхождения Шенпен Ринпоче

Роль ламы — выявление ученика, его обучение практике.

«Буддийский учитель должен обладать качествами подлинного сочувствия и глубоким знанием Дхармы (Учения Будды). Кроме того, лама не только делится своим знанием — он должен практиковать то, чему учит, и доверять тому, что передаёт другим», — указывает Тринле Тхае Дордже

Ринпоче́ (также Римпоче) ( тиб. རིན་པོ་ཆེ་ , Вайли : rin po che ) — буквально означает «драгоценный» — уважительный титул для именования высших лам и перерожденцев ( тулку ) в тибетском буддизме и в религии Бон . Титул Ринпоче прибавляется к имени ламы. В Тибете и Бутане слово Ринпоче, стоящее отдельно, обозначает Падмасамбхаву , которого именуют «Гуру Ринпоче».

В каких случаях прибегают к тибетскому рациону?


Питание тибетских монахов
Рацион монахов Тибета при правильном совмещении с прогулками на свежем воздухе, соблюдением режима сна и отдыха, медитации хорошо помогает при многих заболеваниях, а также для улучшения общего состояния организма:

  • повышает иммунитет;
  • улучшает психическое состояние;
  • способствует хорошему сну;
  • нервная система укрепляется;
  • происходит очищение организма.

Еще одно важное свойство рациона тибетских монахов — он помогает бороться с лишним весом. Известно, избыток веса не только портит фигуру, но и отрицательно влияет на работу всех внутренних органов — есть риск развития сахарного диабета, болезни Альцгеймера, появляются проблемы с сердцем и сосудами, возникают депрессивные состояния. От такого «букета» человек стремится избавиться и в этом ему поможет эффективная диета монахов Тибета.

Результаты: вес за неделю можно снизить на 4-5 кг, при этом улучшается пищеварение, очищается организм и ускоряется обмен веществ, происходят другие изменения в лучшую сторону.

Цена диеты

Можно сказать, что тибетская диета вегетарианское и бюджетное питание, ведь в рацион не входят деликатесы и дорогое диетическое мясо. Все на что можно «сильно» потратиться так это рыба и фрукты, но и им можно найти бюджетные заменители, к примеру, дорадо и лосося заменить толстолобиком и хеком. В принципе на недельное тибетское меню можно закупиться один раз в супермаркете, главное не забыть:

  • 1,5 л молока и закваску, если вы хотите разнообразить меню домашним йогуртом;
  • ржаные сухари и сухари с юзюмом, цельнозерновые хлебцы;
  • 400 г фасоли или спаржи;
  • 700-800 г рыбы;
  • 0,5 кг риса;
  • 0,5 кг маложирного творога;
  • 1 кг помидор, 3-4 салатных перчика, 0,5 кг репчатого лука, 200 г ассорти зелени, головку капусты,0,5 кг кабачков, 0,5 кг огурцов, головку чеснока, 0,5 кг моркови, одну свеклу;
  • 2 кг яблок, пару лимонов, 0,5 кг апельсин и несколько экзотических фруктов, 200 г сухофруктов, чтобы побаловать себя, возможно, добавить в творог;
  • растительное масло на выбор – льняное, тыквенное, кунжутное, оливковое, ориентируйтесь на себя, свои предпочтение и финансовые возможности.

Такая потребительская корзина обойдется не менее 3 тыс. рублей, но это отличный способ очистить организм от шлаков, сосуды от холестерина, оздоровиться и похудеть.

В чем плюсы и есть ли минусы


Блюда тибетской кухни
Оздоровительное питание имеет, по мнению ученых значительное количество положительных сторон:

  • организм молодеет — лицо становится свежим, а фигура подтянутой, человек ощущает легкость в движении;
  • не надо голодать — рацион вполне достаточен для полноценного питания;
  • минимальный денежный бюджет — продукты самые доступные по цене;
  • легко соблюдается, имеет мало запретов;
  • эффективность — можно избавиться за неделю до 5 кг;
  • нормализуется обмен веществ;

Минусы: придется готовить еду ежедневно, фастфуд и полуфабрикаты запрещены; требуется отказаться от любимых напитков, от сигарет и алкоголя; запрещено есть мясо, а от него некоторым людям трудно отказаться.

Ищу компромисс

Неделя первая. Когда часовая стрелка приближается к отметке 19.00, понимаю, что время еды истекло. Сначало это ужасно напрягало, особенно когда, пропустив обед из-за множества суетных дел, осталась голодной. Наесться, как раньше, не позволяла гордость. Но тут на память пришли тибетские заповеди, которые легли, как бальзам на сердце: «Настроение превыше всего…», «Всегда возможен компромисс»…, и рецепты экстренного ужина: кусочек сыра и кураги или маленькая порция макарон. Съела такой ужин без чувства вины. В отличие от жестких систем, таких как голодание или строгие диеты, похудение по-тибетски – только модель, которую можно собирать – разбирать, как конструктор, делая выбор между курагой, изюмом и картошкой или между супом, куском мяса и макаронами.

На третий день привыкания к новым условиям жизни у меня пропал страх остаться голодной. А ведь именно это чувство не давало «усидеть» на диетах. Теперь же я получала кайф от пищевого воздержания.

К концу недели поняла, что многие привычные продукты: хлеб, сахар, сливочное масло – исчезли из поля зрения. Их просто не хотелось, как и шоколада, к которому зимой всегда была неравнодушна. Зато открыла вкус зеленого чая без сахара и горьковатого салата. Вообще, показалось, что вкусовые рецепторы отдохнули, очистились благодаря пряным, горьким и жгучим фитопрепаратам.

И еще: я перестала читать во время еды – мне стало интересно есть.

Меню на семь дней

Помните! При всей полезности российские диетологи не советуют, при первом применении соблюдать рацион больше недели.

После ознакомления с основным принципом диеты ее легко можно составлять самостоятельно. Порции должны быть по 200-250 г.

Первый день
  • Чай, зерновой хлеб, фрукты, немного сыра.
  • Паровая рыба, тушеные овощи, 120 г творога.
  • Салат из тертой моркови и яблока, гречневая каша без масла, компот.
Второй день
  • Мацони с булочкой, яблоко, сок.
  • Фруктовый салат, овощной суп, хлеб с отрубями.
  • Печеные баклажаны, сыр, хлеб зерновой, помидор.
Третий день
  • Чай, творожная запеканка, груша.
  • Щи, салат из огурцов, зеленого лука и сладкого перца, морс, хлеб.
  • Свекольный салат чесноком и огурцом, заправленный йогуртом, хлеб отрубной, паровая куриная котлета.
Четвертый день
  • Творожное суфле, сухарики, стакан чая.
  • Паровая рыба, салат из краснокочанной капусты с огурцом, хлеб, компот.
  • Тушеная красная фасоль, яблоко, минеральная вода.
Пятый день
  • Омлет, сухарики, фруктовый салат.
  • Салат из сладкого перца с помидорами и чесноком, сливы.
  • Отварная рыба, тушеная брюссельская капуста с морковью, минеральная вода.
Шестой день
  • Гречневая каша с грибами, минеральная вода, сливы.
  • Щи вегетарианские, хлеб зерновой, салат из пекинской капусты с огурцом и морковью, морс.
  • Паровые куриные тефтели, простокваша, хлеб, ягоды.
Седьмой день
  • Кефир, 2 сухарика, рисовая каша.
  • Морепродукты, фруктовый салат.
  • Омлет, фасоль тушеная, овощной салат, минеральная вода.

Диета сбалансирована, она хорошо переносится, поэтому почти не имеет противопоказаний.

Пью и качаю

В традициях Востока – говорить коротко о главном и просто о сложном. На вопрос худеющих, что пить, сколько, когда – врачи тибетской медицины отвечают почти афоризмом: «Хочешь поправиться – пей до еды, хочешь похудеть – пей после». В качестве «вечерней радости» (после 19.00 лучше только пить) выбрала напитки, согревающие, улучшающие переваривание, – медовую воду и настой из имбиря, который тибетские придворные доктора предлагали монархам. Королевский напиток готовят так: измельченную чайную ложку корня имбиря залить стаканом кипятка, добавить чайную ложку меда и дольку лимона. Этот напиток включает в себя три вкуса: острый, кислый и сладкий – и подходит тем, у кого в организме все течет медленно, только жир накапливается быстро…

В качестве «теплых» процедур мне были предложены горячие ванны и прогревания камнями особой круглой формы. Их живое тепло расслабляет, и в то же время внутренние процессы начинают идти быстрее.

К середине второй недели можно констатировать первые визуальные перемены – объемы уменьшились. Правда, проблемная зона Ж (живот!) осталась практически без изменений. Надевать обтягивающие кофточки и тонкие водолазки не хотелось. Живот уходит последним, в этом убедилась, когда начала бороться с ним всеми предложенными способами.

Статья по теме

Голодание как лекарство. Кому можно, а кому нет?

1-й способ: мыльно-массажный. Две резиновые вакуумные банки и мягкое китайское мыло с водорослями – мои орудия труда и пытки. С грустью должна констатировать: собственноручный ежевечерний массаж живота не произвел на него никакого впечатления. Качество кожи улучшилось, но ведь я не этого добивалась.

2-й способ: физические упражнения. От этого словосочетания веет сатиновыми трусами (воспоминания о школьном детстве) и запахом пота. Но найти золотую середину между понятиями «надо» и «не хочется» все-таки можно. Врачи тибетской медицины считают, что, пока идет процесс похудения, интенсивно заниматься физультурой не надо: велик риск не справиться с возросшим аппетитом. Поэтому мне прописали качание пресса, приседания и йоговские упражнения в домашних условиях и в доступных моему организму дозах. Удивительно, ну что такое 30 приседаний (занимает 50 секунд!) и 20 упражнений для пресса (1 минута)?! Мизер! Но оказалось, что три недели такой физкультуры гораздо эффективнее, чем вакуумный массаж и дорогое средство от целлюлита, испытанное мной в прошлом году.

Молоко и чеснок от давления


Молоко и чеснок от гипертонии
В народной медицине для лечения гипертонии издавна применяется чеснок. Это щадящий способ снизить давление и улучшить состояние сосудов с помощью натуральных продуктов. Известно несколько методов приготовления целебного средства.

Первый способ:

Мелко нарезать несколько долек чеснока и залить горячим молоком, настоять 3 часа.

Применение: по 1 стол. ложке 2-3 раза в день в течение недели. Через несколько дней процедуру повторить.

Второй способ:

Взять три зубчика чеснока, залить 120 г молока, варить полчаса. Остуженный отвар процедить, добавить щепотку цикория.

Применение: по 1 стол. ложек средства 3 ежедневно в течение двух недель после еды, повторить процедуру через 14 дней.

Разновидности

Существует два варианта очищения организма за счет каждодневного употребления риса, которое можно проводить от 7-10 дней и до одного месяца:

  • употребление 1 столовой ложки риса, заранее приготовленного особым способом: рис нужно замочить на неделю и каждое утро промывать его тем самым удаляя лишний крахмал; главное правило этого способа чистки – после съеденной с утра натощак 1 ложки риса нельзя ни есть, ни пить в течение 4 часов;
  • во втором варианте предлагается съедать столько зерен риса сколько вам лет, но пить и есть также нельзя на протяжении достаточно продолжительного времени — минимум 3 часа.

Диета на сыром рисе


Сырой рис с овощами по-Тибетски
Эффект от употребления сырого риса достигается свойствами абсорбции выводить соль, улучшая состояние организма в целом, а также:

  • улучшается, обмен веществ;
  • очищается и становится более молодой кожа;
  • выводятся шлаки и токсины;
  • нормализуется работа ЖКТ;
  • исчезает отечность;
  • уходит до трех килограммов в неделю.

Как приготовить: рис залить водой и каждый день менять воду, промывая крупу и заливая водой вновь. На 6-ой день этот рис заливают горячей едой и принимают в пищу.

Смысл диеты — крупу употребляют после 6-дневного вымачивания, каждый день заливая по новой порции продукта.

Наш организм непривычен к такой еде, в этом случае можно слегка приварить продукт в небольшом количестве воды.

При проблемах с желудком, употреблять рис эффективнее в сыром виде

Способ употребления: есть на завтрак, за 25 минут до еды следует выпивать по 250 мл воды.

Важно! После завтрака не пить четыре часа.

Элемент здорового питания №2: как мы едим

Наш желудок имеет четыре «кармана». В идеале два из них заполнены пищей, один — жидкостью, а четвертый служит для перемешивания и переваривания. Если мы придерживаемся этих пропорций, то чувствуем себя нормально. Например, нельзя есть одну твердую пищу — не менее половины от общей массы, попадающей в желудок, должна составлять жидкость.

Всем известна поговорка о том, что из-за стола следует вставать с легким чувством голода. С точки зрения тибетской медицины это означает, что четверть желудка необходимо оставлять пустой, чтобы дать энергии место управлять пищеварением.

Сила пищеварительного огня также зависит от индивидуальных особенностей человека — возраста, национальности, физической активности. Кому-то тарелка супа покажется тяжелой пищей, а кто-то съест стейк из говядины и быстро его переварит.

Тибетская диета на травах и с молочным грибом


Диета на молочном грибе с травами
Улучшить зрение и состояние кожи помогают травяные сборы. Продолжительность процедуры — один месяц.

Для приготовления лечебного сбора надо взять по 100 г цветков ромашки, почек березы, травы кровавника и златоцвета и 50 г медовой травы — стевии.

Приготовление: Смешать растения в равных количествах по столовой ложке, заварить кипятком. Дать настояться полчаса, процедить и принимать утром и вечером после еды.

Диеты с молочным грибом:

Гриб обладает уникальными свойствами: удаляет излишки соли, борется с болезнями сердца, нормализует давление, рассасывает доброкачественные опухоли, оптимизирует действие лекарств, действует как противоаллергическое средство.

Как приготовить: залить теплым молоком (250 мм) столовую ложку зерен гриба, оставить для брожения на 24 часа, затем процедить.

Употреблять по 200-250 миллилитров в день. Последний прием за час до сна. Принимать в течение трех недель, сделать перерыв и повторить курс.

Тибетский подход к питанию и лечению организма


Тибетский подход к питанию и лечению организма Источники тибетской медицины
Тибетская медицина отличается от других медицинских традиций Азии, в частности от Индийской и Китайской, более поздним появлением, начиная с VII века а так же эклектичной природой её источников, по большей части заимствованных из иностранных традиций.

Такое положение вещей обусловлено прежде всего географическим положением Тибета, находящегося на перекрёстке Китая, Индии и Сибири.

Кроме того, находясь на шёлковом пути, тибетская традиция интегрировала в основном китайские и индийские практики, и в связи с положением на «крыше мира» получила своеобразную культурную и целительскую специфику.

Несколько редких тибетских манускриптов, относящихся к IX и X вв., т.е. к добуддистскому периоду, свидетельствуют о существовании демонических верований в божества и лекарей, защищавших людей от злых духов и болезней с помощью секретных ритуалов и экзорцизма. Траволечение не упоминается в этих магическо-религиозных практиках, оно было интегрировано позднее.

Начиная с VIII века аюрведа приживается на Тибете, и некоторые трактаты, такие как Аштанга Хридая самхита и Йогасатака, переводятся на тибетский язык.

Тибетская медицина заимствует из Аюрведы некоторые концепции анатомии и физиопатологии, такие как доктрина трёх основных нарушений приводящих к заболеваниям из за дисбаланса трёх главных жизненных принципов – ветра, желчи и слизи. С XIII века Тибет был отрезан от Индии.

Контакты между Тибетом и Китаем развивались начиная с VII века, когда китайская принцесса Венченг выходит замуж за тибетского короля. Она привезёт с собой трактаты китайской медицины, которые были переведены на тибетский язык. Следующее столетие было отмечено переводами китайских медицинских трактатов и путешествиями тибетского врача Гьютогба Старшего в Китай, а так же пребыванием на Тибете Китайских врачей. Благодаря таким обменам в тибетской традиции появляются китайские методы диагностики на основании данных пульса, метод моксибации и знания о некоторых китайских целебных травах. При этом теория пяти элементов – воды, воздуха, огня, дерева и металла и дуальность юнг/янг не прижились в тибетской традиции.

Медицина индийских сиддхов или «безупречных» встретила некоторый успех на Тибете. Если физиопатологические принципы трёх витальных сил – ветра, желчи и слизи заимствованы из аюрведы, то практики сиддхов с присущими им экстраординарными способностями, такими как левитация и ясновидение, добавляют алхимические практики и использование химически обработанных минералов.

Благодаря персидским медикам из школы Йондичапур, обученным основам медицины Гиппократа, греческие медицинские традиции так же проникают на Тибет.

Фундаментальный текст тибетской традиционной медицины носит название Чжуд Ши, «Четыре основы», или «трактат секретного наставления из восьми ветвей источник амброзии». Это перевод трактатов аюрведы VIII века, который хранился в секрете на протяжении трёх столетий и в XI веке переработанный Гьютогбой Младшим, с последующими дополнениями XVII века.

Филологический анализ текста этого произведения доказывает распространённую среди тибетских эрудитов точку зрения о том, что дошедший до нас вариант «Четырёх основ» не является простым переводом аюрведических текстов, но, включая дополнения, заимствованные из не индийских источников, имея ясную логическую структуру в представлении идей, принадлежит тибетскому автору, скорее всего Гьютогбе Новому, жившему в XII веке. В XIV веке этот труд был переведён на монгольский язык и поэтому тибетская медицина так же распространилась в Монголии.

«Наставление старейшин» XIV- XV вв., «Хрустальное зеркало» XVIII в., а так же «Хрустальный блок» XVIII в, наряду с Чжуд Ши являются основополагающими текстами тибетской медицины.

Помимо письменных, важное место занимают иконографические источники, представляющие медицинские растения, анатомические карты и изображения персонажей, связанных с терапией, таких например как Будда Медицины.

Особый интерес для изучения представляют Мандалы – духовные фигуративные схемы, такие как например Мандала Будды Медицины с основанием из квадрата, на котором отмечены четыре точки света, вписанного в круг, с Буддой в центре и тремя уровнями бытия : внешним, внутренним и секретным. Будда держит в левой руке чашу с нектаром исцеления и в правой ветку алычи (Prunus cerasifera).

Актуальная практика

Тибетская медицина практикуется в наши дни на Тибете, в Монголии, в Китае ( провинции Сичуан, Юннан, Ганзу, Кинчай), на севере Индии и в Непале.

Сегодняшняя ситуация на Тибете представляет опасность для Гималайской флоры, включающей около 6000 видов лекарственных растений.

Действительно, множественные индустриальные центры предлагают на китайский и международный рынок лекарства из тибетских растений, собирая всё большее количество тибетских трав и не заботясь о восстановлении биологического баланса тибетской флоры. Учитывая хрупкость равновесия горных экосистем, практика неконтролируемых сборов растений может привести к окончательной потере многих видов лекарственных растений.

Теоретические основы физиологии и патологии Тибетской медицины

Важные принципы доктрины Тибетской медицины сосредоточены во 2й тантре трактата « Четыре основы», а именно Объяснительной тантре, которая в большей части была перенята из аюрведы и дополнена местными культурными традициями, определёнными в большей степени буддистской философией.

Тибет использует концепции всех азиатских медицинских систем, являющихся медициной функций, энергетики, поскольку функция есть результат действия энергии.

Энергия проявляется в трёх основных формах:

Пять элементов

Основным положением считается учение о том, что любая материя, живая или не живая, есть комбинация пяти элементов, из которых каждый элемент состоит из характеристик предыдущего и своей собственной в порядке их перечисления:

Так, эфир или пространство, состоит исключительно из качества не сопротивления. Ветер к не сопротивлению добавляет движение. Огонь состоит из двух предыдущих состояний и тепла. Следующей по списку является вода, которая содержит уже четыре качества , где к трём предыдущим добавляется текучесть. И, наконец, земля является наиболее сложным элементом, содержащим уже пять состояний, включая дополнительно твёрдость.

В зависимости от комбинаций этих основных элементов рождается тот или иной вид материи.

Человеческое тело, включая его психический и физический аспекты так же состоит из пяти элементов, которые, варьируясь по количеству, составляют 7 главных видов тканей: прозрачный сок, производимый благодаря перевариванию пищи, кровь, мышцы, жир, кость, костный мозг и семянная жидкость.

Эти семь тканей составляют структуру тела, некий сомато -психический ансамбль, функционирование которого обеспечивается тремя энергиями организма.

Три энергии (состояния) организма, определяющие индивидуальную конституцию:

Флегма, слизь или «Бад кан», состоящая в основном из элемента воды с добавлением элемента земли, обеспечивает увлажнение тела и механические функции целостности, опоры и т.д.

Желчь, «Мкрис па», содержит элемент огонь, и отвечает за теплообработку в теле, начиная с процесса переваривания пищи и обеспечивая всю цепочку метаболических трансформаций для производства тканей тела. Она является противоположностью флегмы в дуальности Холод/Тепло.

Органический ветер или пневма (от греческого «дыхание, дуновение, дух») «Рлюнг», состоящий из элемента ветер, и отражающий его мобильность и динамику. Это качество регулирует кинетические функции и порождает психическую субстанцию. Пневма образует третий полюс тела, и является посредником между функционирующим телом и сознанием. Из всех субстанций только лишь сознание является связующим звеном между смертью и возрождением, поскольку сохраняется после смерти.

Каждая из трёх этих энергий имеет собственные характеристики: Флегма – жирная, холодная, тяжёлая, нежная, стабильная и клейкая. Желчь – маслянистая, острая, горькая, тёплая, лёгкая, слабительная, зловонная. Пневма – терпкая, лёгкая, холодная, тонкая, прочная и мобильная.

Холод и тепло, которые образуют такие качества как движение, плотность, связь и т.д. присущие главной энергии тела и энергии окружающей среды, например сезонные вариации климата.

Эти характеристики входят так же в более длинный лист качеств, присущих каждой материальной субстанции, образующейся в результате различных комбинаций элементов и энергий. Наиболее значимыми качествами являются вкусы и потенциалы, они определяют активность энергий по теоретическому принципу, согласно которому каждое качество, увеличиваясь, производит всё больше соответствующей ему материи, и, напротив, уменьшает противоположную. Именно эта физическая закономерность, согласно трактатам Тибетской медицины, лежит в основе влияния на организм сезонов, климатических условий, а так же различных биологических эффектов (благоприятных, вредных или целебных) от стиля жизни, питания или терапии.

Описанная энергетическая триада, поддерживаемая в состоянии равновесия, индивидуального для каждого человека, обеспечивает оптимальное функционирование организма человека, моральное и физическое здоровье всего, что составляет нашу вселенную. И наоборот, результатом дисбаланса этих трёх энергий является болезнь, экологические, природные катастрофы и т.д.

К патологическим факторам относятся не только избыток или недостаток, но так же и менее детализированное в трактатах возбуждение одной из энергий.

Согласно буддистской тибетской философии первопричиной любого страдания является духовная слепота, которая в свою очередь порождает три яда сознания: – Желание /привязанность символом которой является петух, первопричина болезней ветра; – Ненависть/Гнев символизируемый змеёй, вызывает заболевания желчи; – Невежество, символом которого является свинья, первопричина дисбаланса флегмы.

Тибетский лекарь использует разнообразный инструментарий для восстановления равновесия тела. Но основными остаются 4 важных подхода (1) к лечению: – Назначение режима питания; – Изменение гигиены жизни; – Лекарства; – Другие терапевтические процедуры…

Тибетский врач считает бесполезным использовать два последних подхода, то есть непосредственно терапевтические средства, в случае, если не использован весь потенциал двух первых. Согласно Тибетским медикам основными факторами, влияющими на энергетическое равновесие человеческого организма являются пища, стиль жизни, сезоны и злые духи.

Принципы правильного питания в Тибетской медицине

Пять элементов, три энергии тела и природа холода и тепла проявляются в различных субстанциях нашей пищи в виде вкуса, качества и потенциала. Потенциал биологически значимого элемента пищи определяется его энергетическим воздействием на организм.

Фундаментальные тексты Тибетской медицины исследуют влияние пищи на жизненные энергии – желчь, ветер и слизь (флегма) и объясняют принципы взаимодействия между питательными веществами ( биологически значимыми элементами пищи) и пятью составляющими материи.

Пять элементов проявляются через разнообразие вкусов. Сложность заключается в том, что нет точного соответствия вкус – элемент. Существуют скорее смеси из различных компонентов с доминирующим нюансом. В действительности каждый вкус содержит в себе малую часть каждого элемента, при этом один из элементов является доминирующим и придаёт вкусу вполне определенную и характеризующую его особенность. Например нежный вкус происходит от элементов Земли и Воды, и является производной этих двух элементов. Но в то же время в нежном вкусе присутствуют немного Ветра и Огня, и конечно же Эфир, который входит во все вкусы. Основанием вкусов, таким образом, являются элементы, а именно: Земля привносит фундамент, Вода увлажняет, Огонь разогревает, Ветер привносит движение и Эфир – пространство.

В результате взаимодействия элементов образуются 6 основных вкусов: – Земля + Вода = нежный (сладкий)вкус; – Огонь + Земля = кислый; – Вода + Огонь = солёный; – Вода + Ветер = горький; – Огонь + Ветер = жгучий; – Земля + Ветер = вяжущий.

Природа элемента Земли проявляется в тяжести, плотности, маслянистости, нежности, жирности и сухости. Это потенциалы элементов. Функции потенциалов Земли придают прочности конечностям, развивают тело делая его плотным и излечивают заболевания, связанные с энергией ветра Рлюнг.

Природа Воды – это текучесть, холод, тяжесть, маслянистость, жирность и гибкость. Вода увлажняет, смягчает тело, делает его плотным и излечивает болезни связанные с дисбалансом желчи МКрис па.

Природа Огня проявляется через тепло, остроту, сухость, жёсткость, лёгкость и мобильность. Она увеличивает тепло тела, стимулирует максимальное развитие тела, улучшает цвет кожи и излечивает заболевания флегмы Бад кан.

Природа Ветра – мобильность, лёгкость, холод и жёсткость. Она не жирная и не сухая. Природа Ветра укрепляет суставы, разносит питательные вещества по телу и излечивает заболевания флегмы Бад Кан и желчи Мкрис па.

Эфир находится во всём, он впитывается всеми остальными элементами и входит в состав всех лекарств. Он излечивает заболевания всех трёх энергий.

Шесть вкусов обычно распределяются в следующем порядке: нежный, кислый, солёный, горький, жгучий и вяжущий, поскольку их целительное воздействие так же рассматривается в таком порядке.

Вкус определяется языком: – Сладкий (нежный) липнет к языку; – Кислый раздражает зубы и сморщивает лицо, он провоцирует обильную секрецию слюны; – Солёный производит тепло и так же вызывает обильное слюноотделение; – Горький вкус очищает плохой запах и увлажняет рот; – Вяжущий вкус клеится к нёбу и даёт ощущение шероховатости.;

Целебные свойства, происходящие от Огня и Ветра, имеют восходящую силу, от Земли и Воды – нисходящую. Лекарством на Тибете считаются не только и не столько пилюли, но прежде всего подбор нужных организму питательных веществ в зависимости от их потенциала.

Пищеварение

Согласно текстам, корневая причина всякого хронического заболевания кроется в плохом пищеварении. Оно является фундаментальной функцией любого живого организма. Не стоит забывать о том, что пищеварение является самой энергоёмкой функцией организма и изнуряет организм.

Кровь приливает к органам пищеварения, где вся энергия направлена на то, чтобы расщепить поступившие продукты и трансформировать их в химические частицы годные для поглощения кровью и ассимиляции клетками.

Весь этот процесс регулируется пищеварительным огнём, и полностью зависит от равновесия пищеварительной терморегуляции.

Вкусы согласно Тибетской традиции, способны оказывать влияние на пищеварительный огонь и на всю физиологию пищеварения. При дисфункции пищеварительного огня отсутствует способность корректного распознавания характеристик питательных элементов и вкусы искажаются.

Критерием нормального функционирования пищеварительного огня служит корректное функционирование желчи. От неё зависит тепло Ветра и Слизи, тепло тела и выделений, поддержание здоровья, энергии, хороший внешний вид и долголетие.

Желчь разделяет в поглощённой пище нужное и отходы, убирает отходы из зоны пищеварения, а так же препятствует попаданию непереваренных частиц в каналы, по которым передаются питательные вещества.

При сильном пищеварительном огне все питательные вещества поступают сверху вниз, в естественном направлении. Если же огонь охлаждается, переваривание недостаточно, и пища проходит не питая тело, впустую, ослабляя тем самым важнейшие функции организма.

Основные потенциалы вкусов

Вкус пищи является залогом хорошего здоровья. Потерявший вкус и аппетит заболевает. Вкус, пищеварение, аппетит и здоровья взаимосвязаны и влияют друг на друга. Главным правилом питания в Тибетской традиции является экология вкуса. Необходимо ограничиться только естественными вкусами, исключая все искусственные продукты.

Сладкий (нежный) вкус

Функции этого вкуса благоприятны для организма, так как являются питательными, тонизирующими и восстанавливающими. Сладкое укрепляет тело, продлевает жизнь в преклонном возрасте, стимулирует энергию детей, корректирует плохое питание. Сладкий вкус регулирует дисбаланс рлюнг и мкрис па. Однако, излишки сладкого увеличивают количество слизи и накопление жира. Сладкий вкус охлаждает пищеварительный огонь и как следствие замедляет пищеварение. Умеренное потребление сладкого улучшает настроение, чувство комфорта. Излишки же провоцируют вялость, леность, сонливость, приводят к ожирению. На слишком нервных людей с преобладанием Ветра сладкое оказывает позитивное воздействие, принося успокоение и умиротворение.

Кислый вкус

Увеличивает пищеварительный огонь и тепло тела, стимулирует аппетит, корректирует излишек флегмы и улучшает пищеварение. Стимулируя внутреннюю секрецию и поступление желчи, кислое в начале приёма пищи и в ограниченных количествах помогает затруднённому пищеварению.

При внешнем применении кислосодержащее вещество выступает как лёгкий анальгетик, блокируя чувствительность и освобождает стагнацию ветра. Излишки кислого возбуждают кровь и желчь, размягчая тело, нарушая зрение, а так же провоцируют головокружения, отёки и прыщи. Кислый вкус стимулирует живость ума.

Солёный вкус

Придает крепости телу, успокаивает излишки Ветра, и очищает засорения в энергетических каналах, оказывает слабительное действие и в больших дозах имеет рвотный эффект. Тёплый соляной компресс провоцирует потоотделение, усиливает пищеварительный огонь и стимулирует аппетит. Солёный вкус устраняет дисбаланс Ветра. Излишки соли приводят к выпадению волос и поседению, выпадению зубов. Излишнее употребление соли увеличивает количество морщин, приводит к жажде, провоцирует заболевания крови и желчных путей. Соль задерживает воду, приводя к отёчности, так как основная характеристика соли это влажность. Излишки соли приводят к повышению артериального давления и язвам.В психологическом плане соль приводит к прямолинейности и искренности, а в случае излишков – жёсткости и косности.

Жгучий вкус

Является тёплым и горьким, излечивает заболевания горла, проказу, ларингиты и фарингиты. Жгучий вкус подсушивает раны, усиливает пищеварительный огонь и упрощает пищеварение. Стимулирует аппетит. Жгучесть сжигает жир, некрозы, реагирует как очищающее и открывает каналы. Жгучий вкус показан при лечении заболеваний слизи Бад кан, вызванных излишком жидкости, так как имеет способность к осушению. Жгучий вкус может быть показан при нарушениях энергии рлюнг, при условии умеренного дозирования. Основная роль тёплого жгучего вкуса содержится в очищении и эвакуации всех застойных нечистот, например в кишечнике. Является хорошим противоглистным средством. Излишки жгучего сжигают жидкости, могут провоцировать деформацию суставов, боли в пояснице и спине, а так же увеличивают покраснение, ухудшают состояние ожогов, высушивают кожу и все слизистые.

В психологическом плане жгучий вкус должен употребляться очень осторожно.

Быстрое поступление жара, и даже огня, может обернуться излишней раздражительностью и гневом, агрессивностью и безрассудностью. К тому же жгучий вкус может провоцировать непреодолимые желания и в частности сексуальные влечения.

Горький вкус

Горечь однозначно холодная и легкая. Она устойчива во времени, излечивает анорексию, глисты, жажду, проказу, слизистую и желчную рвоту, снижает температуру тела при инфекционных заболеваниях и является противоядием.

Она высушивает некрозы, жир, кал и мочу. Она излечивает заболевания грудной полости и хрипоту. Горький вкус показан для облегчения нарушений Мкрис па желчи, и в особенности для лечения нарушений пищеварения, вызванных излишком пищеварительного огня. Горький вкус является жаропонижающим средством, смягчает воспаления разнообразной природы внешние и внутренние. Горечь имеет так же бактерицидные свойства, устраняет жировые отложения и масла.

Излишки горечи сжигают составляющие тела и усиливают нарушения Рлюнг и Бад кан. При этом тело ослабевает и истощается. Появляется безразличие и головокружения. На ментальном уровне небольшие дозы горечи проясняют ум и идеи. Может стимулировать видения духовных путешествий и познания с их помощи реальной сущности вещей.

Вяжущий вкус

Слегка охлаждает, может замедлить пищеварение, обладает сосудосуживающим свойством и замедляет все функции организма. В связи с этим вяжущий вкус останавливает кровотечение, прекращает диареи. Вяжущий вкус увеличивает Рлюнг и подавляет Бад кан и Мкрис. Излишек вяжущего вкуса, довольно редкое явление, провоцирует параличи, спазмы и конвульсии, затрудняя и блокируя циркуляцию энергии.

На психологическом уровне может вызвать стремление к аскетизму и простоте.

Излишек вяжущего вкуса может привести к безразличию, отстранению от мира и даже к отвращению ко всему что находится в нашем грешном Мире.

Таким образом тибетский врач в процессе диагностики устанавливает соотношение основных энергий, и в зависимости от диагноза назначает режим питания комплектуя различные вкусы, которые выступают в качестве лекарственных средств. Помимо названных методик процесс лечения может включаться траволечение, вакуумные присоски (медицинские банки), массаж, воздействия на рефлекторные зоны и другие способы исцеления. Необходимо подчеркнуть, что основным терапевтическим методом остаётся лечебное питание и здоровый образ жизни.

Как правильно утверждают Тибетские врачи: «Если человек правильно питается и следует заповедям здорового образа жизни… ему не нужны лекарства. Но если он питается неправильно… лекарства ему не помогут».

Dr Namgual QUSAR, Jean-Claude SERGENT « Médecine tibétaine et alimentation » p.24

Подготовлено по материалам:

1. Dr Namgual QUSAR, Jean-Claude SERGENT «Médecine tibétaine et alimentation»

2. La médecine tibétaine: sources, concepts et pratique actuelle: actes de la journée du 8 avril 2006 à Metz (France) / [organisée par la Société française d’ethnopharmacologie; l’Institut européen d’écologie]; coordonné par Jacques Fleurentin et Jean-Pierre Nicolas

3. Forme et santé par la médecine tibétaine: un héritage pour notre temps / Marie-France Garaude-Pasty; 2009

Противопоказания

Рацион монахов имеет небольшое количество противопоказаний.

Не рекомендовано применять:

  1. При хронических болезнях.
  2. Во время беременности и при грудном вскармливании.
  3. Детям и пожилым людям.
  4. Аллергическая реакция на компоненты.
  5. Гипертоническая болезнь и некоторые заболевания сердца.
  6. Сахарный диабет.
  7. При высоких физических нагрузках.

Есть некоторые недостатки — бывает трудно отказаться от мясных продуктов в рационе, при этом может начаться истощение мышечной массы. Необходимо употреблять большое количество воды. Не всегда человек добивается желаемых результатов, не следуя чётким правилам.

Рекомендации диетологов и как правильно выйти

Классический вариант диеты достаточно сбалансирован и питателен, им можно пользоваться долгое время.

При возвращении к своему обычному рациону добавлять кашу и яйца, к овощному гарниру можно добавлять птицу, крольчатину, телятину, печень.

Не перекусывать, перед сном не есть, пить больше негазированной воды и заниматься физкультурой. Минимизировать употребление выпечки, жирных продуктов, алкогольных напитков.

Отзывы врачей о тибетской методике похудения положительные, это средство, которые практически не имеет противопоказаний, при этом действует бережно и эффективно.

Диетологи рекомендуют употреблять больше орехов, семян, рацион содержит мало животных жиров, а растительные не в полной мере их заменяют. Следует знать о противопоказаниях и строго следовать советам.

Тибетская диета — полезна, эффективна и безвредна. Врачи одобряют и советуют попробовать для себя, при проблемах с избыточным весом.

Побочные эффекты и возможные осложнения

Вначале тибетский рецепт похудения может вызвать сбои в работе организма из-за непривычного рациона, низкокалорийной пищи. Вы можете столкнуться с такими неудобствами:

  1. Возможны проблемы с пищеварительной системой: расстройство желудка, тошнота, колики.
  2. Может появиться бессонница, апатия, головные боли.
  3. Отказ от мяса приводит к тому, что организм перестанет получать необходимый белок животного происхождения. В результате наступает истощение мышечной ткани, эффективность спортивных тренировок снижается.
  4. При нарушении питьевого режима наступает интоксикация организма.
  5. Растительная клетчатка может спровоцировать диарею.

Для правильного выхода из тибетской диеты продолжайте соблюдать рацион, но вводите новую пищу. К завтраку добавляйте молочные каши, к обеду – пищу с животным белком, к ужину – омлеты, морепродукты. Каши, супы и мясные продуты возвращайте в рацион постепенно, день за днем. При резком переходе на привычную еду организм будет перегружен, начнет давать сбои в работе.

Отзывы

Из большинства взятых отзывов можно сделать заключение: — Применять диету стоит лето-осень, зимой питание должно состоять из более калорийных продуктов в связи с теплоотдачей. — Свойства риса забирать из организма калий, значит требуется включить калиесодержащие продукты (тыква, петрушка, курагу, чернослив). — Необходимое соблюдение питьевого режима. Утром натощак стакан чистой воды, после приёма риса нужно пить через три часа, т.к рис уже сможет абсорбировать все продукты разложения в ЖКТ. — Во время приёма пищи старайтесь тщательно пережёвывать рис, это положительно скажется на очищении.

Как спят Тибетские монахи. Жизнь монахов

Монахи — это отшельники, которые отказались от мирских благ и ценностей для того, чтобы изучать Дхарму и стать просветленными. Они ведут аскетичный образ жизни. Монахи всегда одеты в одежды оранжевого или шафранового цвета, а волосы их полностью сбриты.

Буддийские отшельники живут согласно очень строгому режиму дня. В связи с тем, что в буддизме есть несколько направлений и множество школ внутри них, расписание и деятельность в разных обителях существенно отличаются друг от друга.

Каждое из направлений буддизма имеет свои особенности, связанные как с внутренним, так и с внешним проявлением религиозности. Например, расписание в течение дня, дела и занятия будут отличными в зависимости от направления и школы буддизма.

Каких — то конфликтов, связанных с этим, не бывает, т.к. буддизм — мирная религия. Главное — это соблюдение правил в монастыре, в котором живешь, и следование монастырским заветам данного храма.

А теперь, чтобы лучше разобраться в данной теме, давайте обратим свой взор на Восток и посмотрим, как живут монахи — отшельники в монастырях, которые относятся к различным буддийским школам. И начнем мы с буддизма в Южной Кореи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]