Утренняя зарядка — один из обязательных пунктов в распорядке дня как загородных оздоровительных лагерей, так и городских лагерей дневного пребывания школьников. Несложные, доступные каждому ребенку комплексы упражнений подбирают и записывают в программу работы лагеря перед открытием.
Зарядку проводят до завтрака на открытом воздухе под ритмичную, улучшающую настроение, заряжающую бодростью и позитивными эмоциями музыку. Простые в выполнении, эффективные комплексы упражнений для разминки, тренировки отдельных групп мышц, формирования правильной осанки и растяжки — в нашей статье.
Комплексы упражнений
Комплексы упражнений для детей 7—9 лет составлены из игровых форм имитирующего характера, охотно принимаемых малышами. Своими движениями они должны изображать действия машин, людей, растений, животных. Само название упражнения уже дает понятие о его сущности. Воспроизведение шума мотора, леса и др. позволяет правильно ставить дыхание во время упражнений. Эти же упражнения впоследствии можно выполнять под счет.
Для детей 9 лет подобные упражнения могут уже не иметь прежнего эффекта, поэтому с ними можно использовать комплекс упражнений для детей 10—12 лет с некоторыми облегчениями.
После утренней гимнастики, как правило, нужно проделать водные процедуры. Общеизвестно, какую важную роль они играют как гигиеническое средство. Еще большее значение водные процедуры имеют как средство закаливания организма.
В сочетании с воздушными ваннами во время гимнастики можно добиться того, что ребята станут менее восприимчивы к простудным заболеваниям.
В условиях любого лагеря возможно устройство душевых или иных простейших установок для проведения водных процедур. Нужно заранее предусмотреть условия, при которых мальчики и девочки могли бы ежедневно после гимнастики под руководством вожатого или воспитателя обтираться, обливаться холодной водой или окунаться в реке.
От того, как проводится утренняя гимнастика, зависит и ее исполнение. Если руководитель хорошо знает упражнения, может их показать, громко и правильно подать команду, то и весь отряд будет четко и согласованно выполнять зарядку.
Напоминаем ряд методических приемов проведения утренней гимнастики.
После показа и краткого объяснения требовать принятия исходного положения командой:«Исходное положение (назвать какое) принять!»
Нередко показ и объяснение превращаются в долгую процедуру. А в утреннюю прохладу стоять без движения детям не очень приятно. И чтобы эффективнее использовать время, опытные руководители одновременно с объяснением и показом в медленном темпе предлагают один-два раза повторить упражнение за собой, после чего для его начала следует команда:«Упражнение влево (вправо) начинай!»Для окончания упражнения вместо последнего (четвертого или восьмого) счета командовать:«Отряд, стой!»
Самому делать упражнения вместе с отрядом долго не следует, а необходимо лишь следить за правильностью выполнения и ритмично подсчитывать, если упражнение выполняется не под музыку.
Чтобы ребята не сбились и согласованно выполняли упражнения, руководителю непременно нужно научиться совместно с ними выполнять упражнения«зеркально»по отношению к детям. Например, давать группе команду начинать наклон влево, а самому начинать наклон вправо.
Правила и особенности
Гимнастика дома для девочек должна подбираться в соответствии с возрастом ребенка. Дети в возрасте 3-4 лет не смогут выполнить сложные движения, так как еще не умеют правильно управлять своим телом. И главная задача тренировочного процесса – это обучение азов.
Также задачи разделяют и в соответствии с половой принадлежностью: для мальчиков и девочек. Мальчикам в основном подбирают комплекс, направленный на развитие выносливости, а девочкам – для активного развития пластичности.
Создание индивидуальной программы требует учета личных особенностей ребенка. Некоторые дети способны легко выполнить задачи, разработанные для девочек и мальчиков более старшего возраста.
Не всегда ребенок с радостью хочет выполнять гимнастику, но чтобы преодолеть эту преграду лучше взять на вооружение несколько советов психолога:
Делать зарядку стоит вместе со взрослыми. | Одному из взрослых обязательно нужно найти время, чтобы сделать несложную зарядку вместе со своим чадом. |
Веселая бодрящая музыка в сопровождение. | В тишине делать гимнастику не хочется и взрослым, пусть ребенок сам выберет приятную для него мелодию. |
Всегда искать стимул. | Стимулом для юной красавицы может стать красивая фигура и стройные ножки, а также можно сказать, что благодаря зарядке лишний вес – не проблема. |
Найти кому подражать. | Никаких кумиров, а только образец для подражания, например, любимый актер или певец может стать тем, кто будет стимулировать ребенка к выполнению зарядки. |
Зарядка для крепкого здоровья и силы. | Сильный человек сможет легко защитить любого, кого могут обидеть. |
5 упражнений для разогрева мышц и около 7 – основного комплекса. | Для детей дошкольного и младшего школьного возраста такой несложной зарядки будет достаточно. Времени на нее уйдет около 20 минут. За это время ребенок не устанет и выполнять для него задачи будет не в тягость. |
Часто заводить разговоры с ребенком о здоровье. | Важно рассказывать ребенку, почему зарядка приносит пользу. Можно включить мультфильмы на эту тему. |
Спортивный уголок в доме. | По-возможности обустроить в комнате малыша спортивный уголок. Выбрать время для посещения батутного центра или любой другой спортивный аттракцион. |
Разработать комплекс, ориентируясь на пристрастия ребенка. | Чтобы ребенку было приятно делать упражнения, то при разработке комплекса взять во внимание пристрастия ребенка. Например, если он любит мяч, то можно выбрать упражнения с мячом, если брусья – выполнять упражнения на спортивно площадке. |
Родители должны быть готовы к тому, что спорт дома или в зале – это нагрузка, которая провоцирует усталость и болезненность в мышцах. Первые недели могут наблюдаться слезы и полный отказ от занятий, но постоянная поддержка и внимание родителей – помогут преодолеть все трудности.
Упражнения для ног
Прыжки на скакалке — вперед/назад на двух ногах, на одной ноге. Первое время детям понадобится помощь родителей для того, чтобы понять суть прыжков через скакалку. Потом они смогут выполнять это упражнение самостоятельно.
Прыжки на двух ногах, вращая скакалку вперед, а затем назад выполняйте по 50 раз. Прыжки на одной ноге, вращая скакалку вперед, — по 20 раз на каждой. Если ребенок старше 10 лет и находится в хорошей спортивной форме, то количество прыжков на двух ногах вперед/назад можно увеличить до 100, а на одной ноге — по 30-40 раз на каждой.
Прыжки в обручи для детей в возрасте до 4 лет. Это упражнение хорошо поможет маленьким детям, начиная с 1,5 лет, обучиться прыжкам на двух ногах. Купите 5-7 штук цветных обручей среднего размера, положите их на тропинке друг за другом и покажите детям, как прыгать из одного колечка в другое.
Если дети не умеют прыгать, то родители должны им помогать, придерживая за талию. Если ребенок прыгает уже уверенно, то увеличьте расстояние между обручами, чтобы он прыгал в длину.
Прыжки из приседа («лягушки»). Исходное положение: упор присев — сед на корточках, колени держать вместе, упор на руки. Выпрыгнуть высоко вверх, при этом выпрямить спину и понять прямые руки вверх, затем сразу присесть в исходное положение и сразу повторить следующий прыжок. 2 подхода с отдыхом по 15 раз.
Игра зарядка
Чтобы избежать монотонности, которая может притупить интерес ребят к зарядке, нужно разнообразить ее, изменяя и усложняя отдельные упражнения (комплексы) через 10 дней. Хорошо один-два раза в неделю проводить утреннюю гимнастику, целиком состоящую из игр,—игровую зарядку.
Это необычная в нашем понимании зарядка, но отступление от канонов может сыграть свою положительную роль, ибо игра способствует веселому настрою детей, повышает эмоциональность. В основном это командные игры, которые обычно проводятся на отрядных занятиях и сборах. Они подбираются таким образом и в такой последовательности, чтобы движения во время игры напоминали гимнастические упражнения в обычной зарядке. А вот проведение должно отличаться от игр на отрядных занятиях:
- нужно уложиться в отведенное для зарядки время—15—20 мин. Поэтому игры должны быть знакомые, хорошо разученные детьми. Продолжительность каждой игры вместе с подготовкой равна 3—4 мин.. Простой подсчет времени говорит, что за некоторым исключением нельзя игру проводить больше одного раза;
- необходимый инвентарь должен быть подготовлен заранее и находиться на месте проведения. Перед проведением игры-за рядки в утреннее время вожатому нужно обязательно проверить (отрепетировать) игры на отрядных занятиях. Это подскажет ему, готов ли отряд и он сам как руководитель к ее проведению;
- чтобы вызвать у ребят интерес, проводится точный учет занятых звеньями (командами) мест и допущенных играющими ошибок. С данной задачей можно справиться, если около каждого звена будет судья (из числа старших или временно освобожденных пионеров или воспитатель). Нельзя забывать, что количество играющих в каждой команде должно быть одинаковым.
Для удобства подсчета результатов надо условиться, что очки командам присуждаются соответственно занятым местам: 1-е место—два очка, 2-е место—четыре очка и т. д. А за каждую ошибку звену начисляется по одному очку. Таким образом, звено займет лучшее место, если у него будет в итоге меньшее количество очков. Подводить общие итоги лучше на утренней линейке, а итоги каждой игры объявлять сразу.
Противопоказания к занятиям спортом
К каждому виду спорта имеется ряд противопоказаний, и перед тем как отдать ребенка в ту или иную секцию, необходимо посоветоваться с вашим педиатром и пройти рекомендованные им обследования. Перечислим основные состояния, которые могут вызвать ограничения при выборе спортивной секции:
- Близорукость
- Плоскостопие
- Сколиоз
- Нестабильность шейных позвонков
- Язвенная болезнь
- Астма
- Заболевания легких и дыхательной системы
- Заболевания сердечно-сосудистой системы
- Сахарный диабет
- Состояния после травм
Понятно, что это очень приблизительный список, и даже при серьезных заболеваниях можно найти тот вид спорта, которым заниматься не просто можно, но и нужно. Ведь физическая активность необходима растущему человечку для гармоничного развития и укрепления организма. С помощью педиатра и грамотного тренера вы сможете найти оптимальный вид спорта для вашего ребенка.