Большинству людей кажется, что аэробика — это спорт для женщин, направленный на похудение. Перед глазами возникает картина групповых занятий в зале или энергичные движения дома перед телевизором.
Но это далеко не так. Данным видом спорта можно заниматься всем, в том числе детям. Это очень полезно для здоровья и гармоничного развития ребенка. По сути своей детские занятия похожи на взрослый фитнес, только в упрощенной и сокращенной форме.
Упражнения разбавляются танцами под веселую музыку, а также игровыми элементами. Такой вид спорта подойдет детям любого возраста.
Особых ограничений для занятий нет. Даже если есть какие-либо хронические заболевания, как, например, астма или другие легочные заболевания, можно подобрать специальную программу с облегченной нагрузкой.
Противопоказаниями могут являться только травмы, серьезные болезни сердца, дыхательной системы, позвоночника и т.п.
Танцевальная аэробика
Для тех, кто хочет развить в ребенке музыкальность, слух, чувство ритма и пластику, а также укрепить мышцы тела в целом, подойдет танцевальная аэробика для детей.
К тому же она улучшает память и внимательность, поскольку необходимо запоминать танцевальные движения.
Обычно занятие делится на три части: разминка, основная часть и заминка.
Как выбрать секцию
Выбрать секцию
О психологии спортсменов
Другие виды спорта
Посмотрите в интернете, в каких фитнес-клубах или детских спортивных комплексах, которые располагаются рядом с вашим домом, есть занятия по аэробике. Почитайте отзывы, сходите на пробное занятие, пообщайтесь с тренером или другими родителями. Ни в коем случае не заставляйте ребенка заниматься, если он того не хочет или устает. Занятия должны быть в радость. Важно — заинтересовать его, сделать занятия спортом увлекательным мероприятием. Тогда от спорта ребенок будет получать только пользу.
Спортивная аэробика
Это более сложный вид аэробики. На такие занятия лучше приводить деток пяти-шести лет.
Спортивная аэробика для детей включает в себя многие элементы из гимнастики, но без акробатики.
Тренирует силу и выносливость. Развивает вестибулярный аппарат, умение владеть своим телом, формирует крепкий мышечный корсет.
Степ-аэробика аэробика
Как и на взрослых занятиях в данном виде используется степ-платформа, но она меньше размером — высота около 10 сантиметров. Включает в себя набор разнообразных шагов и прыжков.
Учит быть ловкими, быстрыми и внимательными, хорошо держать равновесие. Тренирует сердечно-сосудистую систему.
Плюсы и минусы детского фитнеса
Детский фитнес так же, как и другие спортивные занятия для детей, имеет как плюсы, так и минусы. Такой вид фитнеса завоевывает все большую популярность благодаря разносторонней направленности и возможности подобрать тренировку исходя из потребностей ребенка.
Плюсы и минусы
укрепления мышечного корсета. На занятиях прорабатываются все группы мышц;
улучшается координация движений;
формируется правильная осанка;
улучшение подвижности связок, суставов;
поскольку во время тренировки в работе задействованы все мышцы, они становятся более сильными и выносливыми;
упражнения нормализуют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, положительно влияют на нервную систему, улучшают сон. Детский фитнес имеет оздоровительное влияние на организм в целом и стимулирует иммунитет;
социальное воспитание ребенка. Занятия в группе развивают мышление, решают задачи коммуникативного плана, способствуют легкой адаптации;
привитие дисциплины. Регулярные тренировки формируют у ребенка самодисциплину. Поэтому детский фитнес рекомендуют детям с гиперактивностью или низкой физической активностью;
возможность получить травму;
возможно появление трудностей психического характера. Например, ребенок сильно переживает если у него не получается выполнить упражнение;
нехватка времени со стороны родителей – отвезти и забрать ребенка с тренировки.
Как видите плюсов гораздо больше, чем минусов, а при желании даже минусов можно избежать. Чтобы не навредить своему ребенку чрезмерными нагрузками и правильно подобрать вид фитнеса обращайтесь за консультацией к педиатру.
Малыши 1-1,5 года
Начинать заниматься можно уже в год-полтора. Даже для таких маленьких это очень полезно, так как физическое развитие тесно связано с интеллектуальным.
Конечно, для таких малышей упражнения будут самыми простыми и занимать мало времени. Около десяти минут деткам вполне хватит.
Часто такие фитнес-перерывы включены в программу общих развивающих занятий для малышей, чтобы сменить вид деятельности и не засиживаться.
Урок проходит обязательно в игровой форме, с использованием различной атрибутики, такой как мячи, кольца, тканевые туннели, ортопедические коврики, различные игрушки и прочее.
Движения несложные — бег, приседания, различные шаги, ползание. Такие тренировки позволяют активно подвигаться и повеселиться.
Дети 3-5 лет
Для детей постарше занятия становятся уже посложнее. Они тоже построены в виде игры, поскольку в этом возрасте дети очень активны, энергичны.
Игровая форма нацелена на то, чтобы было интересно, но при этом выполняет функцию физического развития.
К тому же помогает немного сдержать активность малышей и потратить их энергию с пользой. Ребенок учится контролировать себя и сосредотачивать внимание.
Упражнения для детской аэробики данного возраста состоят из приседаний, прыжков, элементов лежа на полу, танцевальных движений.
Также используется разнообразное оборудование — обручи, скамейки, лестницы, кубики и мячики, специальные палки и так далее.
Мышцы активно включаются в работу, развивается гибкость, координация, осуществляется профилактика плоскостопия.
Длительность таких уроков около 20-30 минут, не больше, два раза в неделю.
Организация физкультурной программы для дошкольников
Программа чётко регламентирует какие должны быть тренировки, когда и где их проводить и для какой возрастной аудитории. Каждая тренировка должна состоять из 3-х этапов: разминки, основной и заключительной части. Разминка – самый важный этап, так как без неё нельзя давать никакую физическую нагрузку, иначе могут быть травмы.
Преподаватель даёт простые движения, которые подготавливают мышцы, суставы и другие органы к более сложным элементам. Ход основной части тренировки зависит от направления фитнеса, который даётся в конкретный период.
В последней части занятия преподаватели, в основном, используют игровую форму – это снимает напряжение, дети восстанавливают дыхание, нормализуется частота пульса, и тренировка заканчивается на положительной ноте, после чего воспитанники снова хотят посещать занятия.
Программа для дошкольников ориентируется на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, единственным условием для занятий является отсутствие медицинских противопоказаний. Поэтому можно посещать тренировки детям от 3-х лет.
Преподаватель расписывает программу «детский фитнес», а затем проводит занятия согласно ей, разделяя детей на возрастные группы, ведь для каждого возраста длительность тренировки отличается. Так, для детей 3-4 лет её продолжительность не должна быть более 20-25 мин., детям 4-6 лет можно увеличить тренировку до 30 мин., а для детей 6-7 лет – 35 мин. Занятия проводят 2-3 раза в неделю.
Для организации деятельности воспитанников, учитывая индивидуальные особенности каждого возрастного периода, наполняемость группы не должна превышать 10-15 человек. Такое количество детей является оптимальным для индивидуального развития каждого ребёнка.
Детский фитнес (программа для дошкольников включает в большинстве общеукрепляющие упражнения) и для полноценной реализации этой программы необходимо специальное оборудование.
А именно:
- гимнастические скамейки;
- маты;
- велотренажёры;
- беговые дорожки;
- степ-платформы;
- фитболы;
- гантели;
- гимпнастические палочки;
- скакалки;
- обручи;
- мячи разного размера;
- гимнастические коврики.
Преподаватель проводит занятия в хорошо освещенном, сухом, проветриваемом и чистом спортивном зале, покрытие пола не должно быть скользким, иметь неровности, щели.
Какие упражнения, комплексы, игры под музыку рекомендованы специалистами по детскому развитию?
Преподаватель может дать разные общеразвивающие задания, виды шагания, бега, прыжков, подскоков, включать элементы с танцев (верёвочки, ковырялочки) и движения (полька, переменный шаг, шаг с притопом).
Дошкольники 5-6 лет
Аэробика для детей дошкольного возраста приближена к взрослым программам. Упражнения усложняются и становятся более разнообразными.
На тренировке используются наклонные плоскости, маты, скакалки, фитболы. Добавляются сложные задания, как, например, кувырки, эстафеты. Становится больше кардионагрузок.
Продолжительность занятий аэробикой для детей 5-6 лет составляет 30-40 минут 2-3 раза в неделю. Они могут разбавляться танцевальными элементами, но упор идет на укрепление мышц и развитие физических возможностей.
Также бывают упражнения, развивающие логику. Дети учатся работать в команде, взаимодействовать друг с другом.
Тем не менее элементы игры сохраняются. Это позволяет сохранить заинтересованность и желание приходить на тренировки снова.
Каким детям подходит фитнес-аэробика
Подобные тренировки почти не имеют противопоказаний. Главное, чтобы медицинский работник заключил, что по состоянию здоровью ребенок может заниматься фитнесом. Наши тренировки доступны для детей разного возраста, веса, роста, комплекции. Они не требуют специальной физической подготовки или особых навыков. Начать заниматься фитнес-аэробикой можно даже с весьма юного возраста – от 1 года до 1,5 лет. Тренировки с маленькими детьми проводятся обязательно в присутствии и сопровождении родителей. Для тренировки достаточно присутствия одного взрослого.
Школьники 7-11 лет
В этом возрасте у ребят снижается физическая активность, поскольку приходится сидеть на уроках в школе, затем выполнять домашние задания сидя за столом. Школьных уроков физкультуры оказывается недостаточно, чтобы держать мышцы в тонусе и сохранять прежний обмен веществ.
Данные обстоятельства могут привести даже к ожирению, что негативно сказывается на детском здоровье. При этом потребности организма в движении только возрастают. Прекрасным выходом будет детская аэробика.
Программа тренировок для начального школьного возраста включает довольно сложные элементы — гимнастические, танцевальные, силовые.
Включаются упражнения на равновесие, различные прыжки, вращения, висы. Возможно использование специальных детских тренажеров. Пользоваться ими обязательно должен научить тренер.
Тренировка занимает в среднем 40-45 минут. Она не должна быть монотонной, упражнения подбираются разные по интенсивности.
Развивается скорость, ловкость, сила, гибкость и укрепляются все мышцы тела.
В 7-11 лет физические качества могут развиться максимально, поскольку нервная система к этому возрасту уже достаточно зрелая.
Дети эмоциональны, быстро реагируют, что позволяет лучше, точнее и в довольно короткие сроки осваивать новые навыки.
Можно принимать участие в соревнованиях, а победы и призовые места придают уверенности в своих силах.
Логоритмика
Детский фитнес (программа для дошкольников обязательно включает занятия по логоритмике, на которых дети знакомятся с новыми словами и их усваивают, развивают память и внимание) следует выполнять на музыкальном, спортивном, логопедическом занятии, при этом следить за правильным произношением звуков и слов, за дыханием воспитанников. Преподавателю рекомендуется использовать для занятий известные музыкальные композиции, например «Мишка косолапый…»
Также он может включать в занятия музыку из авторских разработок Екатерины Железновой, под которые легко выполняются речевые и физические упражнения: «Автобус», «Ну-ка повторяйте», «Я еду-еду-еду», «Мишка пляшет», «Ослик», «Тук-ток»
Преподавателю рекомендуется использовать для занятий известные музыкальные композиции, например «Мишка косолапый…». Также он может включать в занятия музыку из авторских разработок Екатерины Железновой, под которые легко выполняются речевые и физические упражнения: «Автобус», «Ну-ка повторяйте», «Я еду-еду-еду», «Мишка пляшет», «Ослик», «Тук-ток».
Рекомендуемые упражнения:
- «Лягушка». И.п.: ноги поставить шире плеч, руки на талию. Сесть, руки разместить на полу между ступней, произнести: «Ква!».
- «Гуси». И.п.: сесть, ноги расставить, опереться на руки. Наклониться, дотронуться руками до ступней, произнести: «Ш-ш-ш».
- «Кошка». И.п.: опереться на колени и руки. Голову опустить, выгнуть вверх дугой спину (зафиксировать положение 5 секунд). Голову вверх, выгнуть вниз спину (зафиксировать на 5 секунд).
- «Мишка-косолапый…». И.п.: поставить руки по бокам. Сделать 10 шагов на пятках, остановиться и сделать 4 наклона вперёд поочередно к обеим ногам (руки должны доставать до пола), занять и.п., сделать 4 приседания, промаршировать 6 раз.
- «Часы». И.п.: ноги на уровне плеч, руки на талию. Сделать наклоны в разные стороны, говоря: «Тик-так».
Подростки 12-16 лет
Ребята совсем повзрослели, они активно растут, а мышцы не успевают за скоростью роста. К тому же в этом возрасте происходит половое созревание, все системы в организме начинают работать по-новому. Физически развиваться и выглядеть гармонично поможет аэробика.
Теперь дети могут контролировать возбудимость нервной системы и лучше концентрироваться. На тренировках акцент делается на силу, выносливость и гибкость, укрепление мышечного корсета.
Добавляются сложные гимнастические элементы, в том числе акробатические. Практикуется как самостоятельная работа, так и в паре или команде.
Возможно использование взрослых тренажеров, но только без осевой нагрузки. Позвоночник еще незрелый в растущем организме, поэтому упражнения вроде приседов и тяг опасны.
Тренировки не должны занимать больше одного часа, 2-3 раза в неделю. В них обязательно нужно включать разминку в начале и растяжку в конце, а также кардиотренировки.
Я тренирую детей. Настольная книга детского тренера
3.1. Основные двигательные действия (дети 3—5 лет и 6—8 лет)
К чему нам путаться в миллионе терминов?
Данный материал предназначен для любого тренера, даже без специального образования.
В представлении автора книги детский фитнес — это не детская аэробика + круговая тренировка, как принято считать сегодня. Содержание нашего детского фитнеса более широкое и глубокое.
На самом деле, теория и методика физической культуры не имеет единой системы и отличается от автора к автору, также, как и теория и методика детского фитнеса. Каждый из авторов делает акцент на развитии того или иного физического качества, или развитии определенного спортивного навыка.
Так или иначе, все они сходятся в одном: занятия должны приносить пользу и результат, а также тренировка должна состоять из трех частей: подготовительной, основной и заключительной, о чем поговорим в следующих главах.
Как отследить результат?
Использовать нормативы. Мы с ними ознакомимся и научимся искать верные.
Как понять, что не вредишь?
Не использовать запрещенных упражнений, знать особенности здоровья ученика, а также увеличивать нагрузку постепенно и доводить до максимальной только
на уровне отличного уровня тренированности (актуально для спортивных секций).
Итак, приступим.
Цель детского фитнеса — укрепление здоровья.
Укрепление здоровья достигается за счет того, что повышается уровень общей физической подготовленности.
Общая физическая подготовка — это набор упражнений, развивающий тело во всестороннем направлении. Выполняя данные упражнения, человек достигает гармоничного физического развития.
ОФП-упражнения направлены на развитие основных физических качеств человека:
— быстрота
— сила
— ловкость
— гибкость
— выносливость
Стабильно и равномерно развивая данные качества, учитывая особо чувствительные периоды развития, мы повышаем ОФП, а значит приближаемся к гармоничному физическому развитию.
Дополнительные упражнения для успешного формирования всестороннего физического развития:
— упражнения на расслабление
— упражнения на внимание
— упражнения на повышение стрессоустойчивости
— упражнения по укреплению дружелюбия
— упражнения на формирование дисциплины
— образовательные упражнения по питанию
Давайте сделаем вывод: для того чтобы хорошо тренировать детей, надо разбираться в основных физических качествах человека, разбираться в расслабляющих упражнениях, разбираться в азах педагогики, психологии и нутрициологии.
Всего-то!
Ну а еще нужно понимать, как построить тренировку, как дозировать нагрузку, как обучать элементу и как сделать так, чтобы ВСЁ ЭТО было интересно?!
Данная книга преследует одну цель: сделать непонятное понятным.
Напомню вам кое что очень важное: если мы знаем основу, значит мы можем создавать нечто удивительное неустанно!
Пришло время узнать основы теории и методики фитнеса для детей 3—5 лет и 6—8 лет.
Мы начинаем большой раздел, посвященный основным движениям, без усвоения которых ломается все дальше изученное и не формируется культура движения. А так же изучим несколько базовых, важнейших упражнений, лежащих в основе всестороннего физического развития.
Прежде чем мы приступим к этой интереснейшей теме, нам нужно разобраться в двух понятиях.
Циклические и ациклические движения
.
Скорее всего вы имеете представление об этом, но я на всякий случай напомню.
Циклическими движениями называют те
движения, в которых можно увидеть повторяемость фаз и элементов. Например, ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде и т. п. Что их отличает от ациклических? Они очень легко усваиваются и переходят на автоматическое воспроизведение, поэтому, когда мы бежим, плаваем, идем — мы можем думать совершенно о другом!
Движения ациклического типа
не имеют повторений подобного рода. Однако в чем же их уникальность? Они тоже имеют свою последовательность движений и у них есть свой ритм. Проще говоря, ритм у них прерванный, движения с паузами.
Это главное отличие от циклических движений.
Например, метание, прыжки. Представьте, что, прыгая тройной прыжок, вы будете думать о том, как бы поесть сладенького после тренировки… Такие мысли обязательно приведут к тому, что прыжок будет один из неудачных в вашей карьере, а что еще хуже — может привести к травме, поэтому исполнения ациклических движений требует напряжения внимания, воли и мобилизации координации.
Когда мы с вами приступим к обучению данных движений, то нам всегда нужно помнить простой принцип: от простого к сложному.
Это значит, что прежде, чем учить целостному движению, нужно его разбить на части
и
поточить по частям
, затем, к
ак конструктор, сложить
и увидеть радость в глазах ребенка, который даже и не догадывался, что сможет выполнить ТАКОЕ движение, пока учил по частям.
Отличие детей 3—5 лет и 6—8 лет в том, что первая группа данные движения осваивает впервые
, а вторая группа —
совершенствует
, выводит на автоматическое воспроизведение.
МЕТАНИЕ.
Метание
— движение ациклического типа.
Способствует развитию мозга, глазомера, равновесия. Доказано (не британскими учеными), что работа с мячом благоприятно воздействует на центральную нервную систему, снимает мышечные зажимы, переводит деструктивную агрессию в конструктивную.
Метание проводится на дальность и в цель. Обычно первое предшествует второму.
Метание на дальность
помогает освоиться с техникой исполнения. Здесь мы развиваем силу. М
етание в цель
позволяет концентрировать внимание на попадание в указанный предмет, а это уже развитие ловкости, ктстати.
Начинать метание можно с 2,5 лет. С 5 можно пробовать метание в цель. До 5 лет достаточно будет оттачивания техники и бросков в длину.
Для 6—8 можно применять различные техники метания: снизу, сбоку и тд. Принцип выполнения один и тот же — отличие в исходном положении метающей руки.
Разберем классическую технику исполнения метания.
Техника метания из-за спины через плечо правой рукой следующая (рис.1):
Исходное положение (И.П.) — правая нога отставляется назад, немного шире плеч; туловище слегка повернуто в сторону бросающей руки; правая рука полусогнута в локте, находится перед грудью; левая рука — вдоль туловища. При замахе туловище поворачивается в сторону бросающей руки, отклоняется назад. Тяжесть тела переносится на отведенную назад ногу, правая рука уходит вниз и оттягивается назад.
При броске правая нога выпрямляется, туловище, выпрямляясь, поворачивается вперед. В заключительной фазе броска тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впереди. Правая нога приставляется к левой.
Техника метания из-за спины через плечо правой рукой. Рис. 1.
Метание левой рукой проводится по такой же схеме.
Самое главное, на что следует сделать акцент:
— непрерывное движение бросающей руки из исходного положения до конечного. То есть, рука делает круг через низ и возвращается обратно.
— корпус должен повернуться в сторону бросающей руки.
— центр тяжести должен переместиться с задней ноги на переднюю.
ЛАЗАНИЕ.
Ациклическое движение. Лазание продолжает совершенствоваться у ребенка 2—3 лет. Здесь будут очень полезны упражнения по залазанию на лесенку до самого верха с вашей страховкой. Страховка выражается в следовании ваших рук за корпусом ребенка
, чтобы подхватить его, если он оступится.
Всегда напоминайте малышу, что он должен смотреть на свои ручки и ножки, когда выполняет это упражнение, а не глядеть по сторонам.
Крайне полезно создавать условия для лазания, влезания, залазания, перелазания. Шведские стенки, тоннели, полосы препятствий, натянутые скакалки очень помогут вам в этом!
Лазание является очень полезным и при этом очень увлекательным средством, вспомните себя маленьких, как нравилось куда-то взбираться и что-то преодолевать!
Для начала мы обучаем этому движению в своем ритме. По мере усвоения, добавляем скорость: время или наперегонки. Когда малыши начнут выполнять упражнения на время, тренер должен быть уверен в их уровне овладения лазанием, при этом все равно страховать
.
Лазание развивает координацию, снимает осевую нагрузку со спины. За счет попеременного напряжения разных групп мышц, позволяет равномерно осуществлять силовое воздействие на них. Задействует все крупные мышцы тела ребенка и является фундаментальным движением в развитии ловкости.
У детей 6—8 лет лазание совершенствуется
заданиями на время, с многочисленной вариацией заданий за подход (перелезть, залезть, проползти и тд) за один подход. Добавляется соревновательный момент.
ХОДЬБА.
Ходьба активно участвует в развитии головного мозга, укреплению сердечно-сосудистой системы, поэтому данное движение очень полезно.
Ходьбе начинают учиться с 3 лет, однако это не просто дается. Поэтому для начала мы просто ходим как получается, затем привлекаем внимание к ноге, к направлению пальцев стопы, к положению рук, скорости и ритмичности исполнения.
Для детей 6—8 лет это двигательное действие не является актуальным, так что переходим с ними сразу на бег.
Основные ошибки
— заворот стопы вовнутрь или наружу. С возрастом это проходит, но мы можем способствовать этому, если на носочки клеить наклейки, как фары у авто, которые должны должны смотреть по направлению движения тела.
Ходьба развивается заданиями, выполняемыми по сигналу, — на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с перестроениями, ходьба между предметами; ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту (лавка под наклоном, делать под страховку), а также на различной высоте (мостики, доски, бревна). Здесь так же важна страховка, аналогичная страховке в лазании. Все это здорово обозначить не классическим названием, а придумать специальный мир, где малыши будут путешествовать, будто Тарзан или Маугли.
Правильная ходьба
строится от бедра активным перекатом с пятки на носок, что обеспечивает наилучшее продвижение вперед.
Ну и не забываем про поворот стопы.
В
4—5-ти летнем возрасте применяется ходьба:
— с высоким подниманием бедра, которая укрепляет мышцы спины, брюшного пресса и ног, требует сильного взмаха рук, способствующего развитию мышц плечевого пояса и укреплению связочного и суставного аппарата;
— ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость;
— ходьба приставным шагом.
Вот так незаметно, с интересом, воображаемыми реками, веревками, джунглями и приключениями можно добиться замечательных результатов в развитии ловкости и ходьбы одновременно.
Организм ребенка очень пластичный и впитывает новые движения, как губка. Наша задача — максимально озадачить организм различной сложности упражнениями, но никогда не забывать, что эти упражнения должны быть под силу его возрастным особенностям
.
ПРЫЖКИ.
Прыжок так же относится к ациклическим движениям и состоит из нескольких фаз (рис.2):
Прыжок в длину с места. Рис. 2.
1) принятие исходного положения или разбег
2) отталкивание
3) полет
4) приземление.
До 3 лет ребенок редко овладевает правильным навыком прыжка. Поэтому в самый раз заняться этим с малышами, которым исполнилось 3 года и старше. Прежде чем делать акцент на прыжках, мы будем знакомить ребят с их ножками и одновременными мышечным усилием.
С помощью чего? Приседания нам в этом помогут, так как именно они входят в первую фазу прыжка
.
Приседания выполняются так: И.П. ножки на ширине плеч или шире плеч, руки мы выносим вперед, пальцы стопы смотрят вперед, стопа крепко стоит на полу. Сгибая ноги в коленях, опускаем таз, слегка наклоняем спину вперед и слегка прогибаем в пояснице. Таз опускается до угла в 90о с бедром. Колени не выходят за плоскость пальцев стопы и не заваливаются внутрь.
Хорошее подводящее к приседанию упражнение
— приседания на лавочку или стул, которые могут обеспечить сгибание в 90о. Затем вы просите только едва коснуться лавочки ягодицами, а затем и вовсе убираете ее.
Параллельно
с этими движениями, мы приступаем к изучению приземления. Нам обязательно следует научить детей приземляться на носочек, а затем сразу же сделать перекат на пятку. Этому способствуют
упражнения на подъем и опускание с носка на пятку, перепрыгивание скакалок, лежащих на полу, веревок, линий на полу зала, спрыгивания со скамьи на мат и тд.
Не забывайте про образы. Обозначьте что-то легкое и бесшумное. Как правило, это работает в понимании физиологичного приземления. Ну и конечно же,
показывайте и показывайте самостоятельно.
Когда дети освоят приземление и приседание
,
можно
приступать к прыжкам в длину. Пока не освоили, можно использовать короткие, невысокие прыжки на двух, одной ноге, через препятствие, на скорость, боком, спиной, вращаясь, в ритме, без ритма и тд.
Помните, что нагружать голеностоп нам нельзя, так как мышцы стопы и конечностей не завершили свое формирование. Поэтому пока ребенку нет 5 лет, он не должен много прыгать на носках. Будет достаточно серии прыжков на двух ногах различной вариации в течение полутора минут с приземлением на носок-пятку..
Когда пришло освоение прыжка в длину
,
можно
работать над увеличением расстояния. Не забывайте, что словами ничему не научишь —
нужно просто создавать условия, в которых дети станут решать поставленную задачу
. Обручи, пометки, маты — могут стать стимулом для увеличения дальности прыжка. Например: Ваня, попробуй перепрыгнуть через эти обручи. И Ваня прыгает гораздо дальше, чем если бы он прыгал просто в длину.
При прыжке в длину советую уделить внимание рукам.
В И.П. руки отводятся назад, и ребенок уходит в полуприсед. При отталкивании, руки выносятся вперед, тем самым помогая ребенку пролететь дальше
.
По мере усвоения прыжков, увеличивайте высоту препятствий, варьируйте их высоту от прыжка к прыжку, уделяйте внимание ритмическим прыжкам, например: 1,2,3 — лицом вперед, 4,5 — спиной вперед.
Прыжки выполняются хорошо тогда, когда у наших ребят сильные ножки
.
Не забывайте об этом при подготовке к прыжковым сериям.
Прыжки оказывают сильное воздействие на развитие головного мозга, поэтому дозированные прыжки принесут пользу, а большое количество — переутомление.
Следите за состоянием ребят, их взглядом и точностью исполнения, чтобы избежать чрезмерной усталости.
БЕГ.
Бег — циклическое движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий. Во время бега имеется фаза полета
, когда обе ноги бегущего отрываются от поверхности. Она и ускоряет движение, дает возможность мышцам расслабиться и с новой силой совершить толчок от поверхности.
Мышцы стопы наших ребят недостаточно подготовлены к нагрузке бега. Помните про голеностопы и слабый ОДА? Напомню, что регулярные беговые нагрузки для детей, у которых не укреплен свод стопы, чреваты опущением свода стопы, а значит нарушением осанки, плоскостопием, травмами голеностопного сустава и коленного сустава в будущем.
Во время ходьбы и бега основные нагрузки приходятся на икроножные мышцы и ахиллово сухожилие, поэтому мы должны их подготовить перед бегом. Например, встать на носочки 10 раз, с замиранием на последнем разе на 8 секунд.
Бег вначале тренировки имеет место быть, если он не быстрый (вы бежите впереди, задаете темп), равномерный, не более 3 минут. Он решает важную задачу — врабатывания и настроя на занятие. Бег в форме игр, соревнований и прочее не вреден для стопы и спины малышей, так как он кратковременный и проходит уже после разминки.
К 4 годам длина шага еще недостаточна, поэтому мы будем давать упражнения в беге через палки, положенные на полу, кружки, обручи, а также применять бег с увертыванием и ловлей.
В 5 лет ребенок овладевает техникой бега, хотя в деталях ему не удается достичь достаточной четкости. Всякий раз, при беге, мы должны проговаривать технические основы бега и корректировать по мере исполнения.
В 6 лет дети овладевают доступной им техникой. Бегут легко, ритмично, равномерно, с хорошей координацией движений, соблюдением направления.
Показателями правильного бега являются (рис. 3)
: положение головы свободное, взгляд направлен вперед. При беге голову необходимо держать прямо и ровно, смотреть на дорожку впереди себя, приблизительно на 2 м. Важное требование — соблюдение беговой осанки. При этом корпус расположен прямо с небольшим общим наклоном вперед, т.е. голова, туловище, таз, находятся как бы на одной линии. Плечи опущены, расслаблены. Положение рук в беге свободное, ненапряженное. Руки согнуты в локтях под углом в 90°. Пальцы разжаты, слегка согнуты, но не сжаты в кулаки. Руки в беге движутся точно вперед — до уровня груди, назад — до упора.
При движении вперед угол в локтевом суставе несколько уменьшается, а при движении назад немного увеличивается.
В беге бедро выносится вперед-вверх и выше, чем при ходьбе. Высота выноса бедра зависит от темпа бега: чем выше темп бега, тем активнее подъем бедра вверх. Плюс ко всему есть еще один важный показатель — разведение и сведение бедер. Постепенно, с возрастом, угол разведения бедер увеличивается
, шаг становится шире, постановка стопы активнее. Все это способствует повышению темпа бега, его экономичности.
Техника бега в сравнении с её нарушениями. Рис. 3.
В младшем дошкольном возрасте (3—4) дети уже бегают в медленном темпе непрерывно в течение 1—1,5 мин, 40—60 с — со средней скоростью, поэтому мы спокойно можем обучать их равномерному бегу минимум на 1,5 минуты.
Для этого нам обязательно следует бегать впереди с одной и той же скоростью всякий раз, чтобы ребята привыкли к столь необычной для них скорости. Им кажется, что это очень медленно, но все же его они предпочитают шагу в большей степени
. В самом начале знакомства с детьми тренеру лучше бегать спиной вперед, чтобы видеть весь паровозик малышей и корректировать по мере выполнения. Потом это не понадобится. Через месяц занятий ребята сами будут бегать в нужном темпе.
С 5 лет можно начинать ставить вперед каждого по очереди, чтобы каждый ученик почувствовал на себе, какого это — задавать темп. С более ранних лет это возможно только в том случае, если дети с вами уже второй год обучения.
Немного о музыкальном сопровождении
Музыка на тренировках — это не просто фон. Она задает темп, ритм, бодрит, придает сил и добавляет хорошего настроения. Поэтому музыка для детской аэробики играет немаловажную роль в построении занятия.
Музыку подбирает тренер, исходя из возраста занимающейся группы и вида аэробики. В первую очередь нужно выбрать темп. От этого зависит скорость выполнения элементов:
- Танцевальная аэробика подразумевает бодрую, веселую музыку, под которую можно весело потанцевать;
- Для спортивной подойдет более спокойная музыка, позволяющая сосредоточиться на выполнении упражнений;
- Музыкальное сопровождение для степ-аэробики лучше выбрать с четким ритмом, и довольно высоким темпом.
Для маленьких деток плей-лист составляется из детских песен, в том числе знакомых мелодий из мультфильмов.
Также для малышей существуют специальные песенки с движениями, когда нужно слушать что поется и повторять.
Главное, чтобы дети получали удовольствие от музыки, занятий в целом и шли в зал с радостью.
Особенности и основные правила аэробики для детей
Для занятий оборудуются специальные залы, устраиваются детские комнаты. В них желательно присутствие:
- шведской стенки или детского спорткомплекса;
- сухого бассейна, заполненного шариками;
- каната, качелей, мягких модулей и пр.
Детский клуб «World Class»
Основа детской аэробики – базовые аэробные шаги, которые специально адаптированы для детей. Комплексы упражнений составлены так, что учитывают возраст занимающихся, их развитие, особенности, интересы.
Продолжительность занятий
Специалисты утверждают, что упражнения под музыку дети способны выполнять уже с 1…1,5 г. Продолжительность занятий различна для разных возрастных групп. До двухлетнего возраста она составляет максимум 8…10 мин., дальше может быть увеличена до 20 мин. (до 3 лет). Существуют специальные методики, которые дают возможность заниматься вместе ребенку до 3 лет и его матери.
Польза
Пользу от занятий аэробикой сложно переоценить. Она положительно влияет на самые разные стороны развития ребенка:
- В первую очередь улучшает физическое развитие — крепкие мышцы, сила и гибкость, красивая фигура, ровная осанка, отсутствие плоскостопия, здоровая спина и опорно-двигательный аппарат в целом;
- Тренирует умение хорошо управлять своим телом, координацию и выносливость;
- Помогает потратить энергию, которой у детей очень много, направив ее на полезное дело. Благодаря этому дети становятся более усидчивыми и внимательными, хорошо и крепко спят;
- Оздоравливает все системы организма — дыхательную, сердечно-сосудистую, улучшает обмен веществ. Исключает возможную проблему появления ожирения (преимущественно у школьников, которые мало двигаются, сидя на уроках, делая домашние задания и проводя время за компьютерами и гаджетами);
- Укрепляет иммунитет
Виды фитнеса для самых маленьких
Занятия проводятся не только в специальных клубах, но и часто на базе танцевальных школ или спортивных секций. Для того чтобы заинтересовать ребёнка для посещения центра вы можете предложить ему самостоятельно выбрать направление тренировок, которые больше подходят по душе.
Детские фитнес-програмы, составляются в зависимости от вида:
Самый популярный — это детский фитнес в бассейне, тут существуют даже специальные программы «грудничкового плавания»;
Для гиперактивного ребёнка идеально подойдёт детская йога;
Если у вашего ребёнка плоскостопие, то поинтересуйтесь в детском фитнес-центре о программе BABY TOP;
STEP BY STEP хорошо влияет на развитие моторики, и помогает активировать мыслительные процессы по средствам работы со топами и пальчиками, на которых сосредоточенно много нервных окончаний.
Для родителей, которые хотят совместить детский фитнес ещё и с умственной работой, для того чтобы максимально увлечь ребёнка подойдёт вид «Лого-аэробика», при выполнению упражнений делается акцент на развитие речи. Это довольно сложный подвид и прежде чем отдать своё чадо на такие тренировки посмотрите видео детского фитнеса лого-аэробики в интернете.